Спасский женский монастырь, г. Кобрин

Ответы Игумении. Часть 6-я

Игумения Евфросиния ответила на вопросы, поступившие в монастырские группы в соцсетях. Часть 6-я

Алина:  Мы привыкли, что мирские люди помогают монастырю в хозяйственных делах, пожертвованиями поддерживают обитель. Сестры молятся о нас, подают пример духовной жизни. Как еще, по-Вашему, должны взаимодействовать миряне и монастырь?

  • Должны взаимодействовать в исполнении закона любви: «Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов» (Гал. 6,2). Какие именно тяготы – подскажет сама жизнь.
  1. Галина. Что можно жертвовать для поминовения усопших?
  • Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ты хочешь почтить усопшего? Почти его не плачем и рыданиями, но милостынями, благодеяниями, служениями».

Если Ваш вопрос подразумевает, что именно можно приносить на панихидный стол, то первым блюдом, которое вкушается на поминальной трапезе (не только после погребения, но и в другие дни поминания усопшего), является кутья (коливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и сухофруктами.

Сейчас, к сожалению, не желая утруждать себя лишними хлопотами, а может по незнанию, люди (во всяком случае в наших краях) приносят вместо кутьи какое-нибудь мелкое печенье вперемешку с конфетами. В то время как правильно сделанная кутья имеет символическое значение – зёрна служат символом воскрешения: как, попадая в землю, они со временем прорастают и обретают новую жизнь, — так и покойный будет в свое время воскрешен к жизни вечной. А мед — символ сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды.

Древние христиане приносили в храм хлеб и вино, т.е. то, что необходимо для совершения Таинства Евхаристии.  Этот благочестивый обычай дошел и до наших времен. Только сейчас вместо хлеба приносят муку, нужную для выпечки просфор. Жертвуют также необходимые для совершения богослужения ладан, уголь, лампадное масло.

На поминальный канун, кроме вышеперечисленных, приносят и другие продукты, обычно это хлеб, печенье, крупы, фрукты, конфеты. Делается это конечно не для того, чтобы «насытить» души усопших, — они предназначаются церковнослужителям и нуждающимся, которых призывают молиться за почивших.

Во время постов не следует приносить скоромное. В храме не должно быть мяса.

Также для поминовения усопших безвозмездно раздают оставшиеся после них вещи. Но будет лучше, если вы их не просто принесете в монастырь и оставите под дверью, а сами озаботитесь поиском нуждающихся. Ведь не столько сами вещи, сколько ваши труды и забота могут стать той жертвой, которая будет принята Богом. Кроме того, соприкасаясь с бедами других, умягчается и наше собственное сердце.

Юлия: Почему сестры монастыря не кушают мясо?

  • Неядение монахами мяса — это древняя традиция, начатая родоначальником монашества — прп. Антонием Великим, подкрепленная духовным опытом Святых Отцов, которые хорошо знали, как через тело можно влиять на душу.

Дело не в самом мясе (пища не приближает человека к Богу и не отдаляет от Него), а в том, что отказ от мяса является для монахов действенным методом самодисциплины и установления контроля над телом. С духовной точки зрения, систематический отказ от мясной пищи имеет смысл только в рамках монашеской дисциплины.

В чинопоследовании монашеского пострига Архиерей первым делом спрашивает постригаемую: «Что пришла еси…?» И та должна ответить: «Желая жития постнического, честный Владыко», подтверждая, что первая цель, ради которой монах принимает постриг – жизнь в непрестанном посте. Однако специального «мясного обета» у монахов не существует, так как содержание постнической жизни необозримо шире гастрономических ограничений.

Надо заметить, что все Святые Соборы умалчивают о воздержании монахов от мяса — отказ от мясной пищи никогда не был и самоцелью духовной жизни монашествующих, но только средством, хотя очень сильным и действенным. Известно, что некоторые из древних подвижников вкушали мясо, другие же — нет, однако это было в их воле, ибо апостол сказал: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим. 14,3). 

Да и сегодня существуют различные местные особенности: так, например, в Грузии и на Кипре канонические традиции не запрещают вкушение мясной пищи, а на Святой Горе или в Египте — нет…

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх