Спасский женский монастырь, г. Кобрин

Что такое исповедь и какие на ней бывают ошибки.

          Если покаяние, то есть чувство раскаяния и неприятия греха, является как бы вступле­нием в Таинство, то исповедь, а именно исповедание грехов перед священником, — это само Таинство. Как по поводу покаяния, так и по поводу исповеди существуют некоторые заблуждения.
         Например, многие считают, что исповедь — это нечто вроде беседы, в которой обсуждаются наши грехи. Какое, однако, отношение имеет это к Таинству Покаяния? Если мы попытаемся проанализировать, что подвигает многих из нас к исповеди, то выяснится, что одни стремятся получить некое облегчение от чувства вины; других гонит к священнику страх перед «наказанием» от Бога; третьи приходят не с целью, собственно, покаяться, а только для того, чтобы потом причаститься. Однако все это имеет слишком отдаленное отношение, а иногда и вовсе не имеет отношения к исповеди и покаянию.
          Исповедь, говоря иными словами, — это очищение души от яда. Если яд попадает в организм, то нет другого способа выжить, как очистить желудок. Так же и исповедь: мы должны изгнать из себя яд греха, иначе мы обречены.
          Можно привести и другой образ. Подобно тому, как больной человек показывает свои язвы врачу, описывает свою боль, беспокойство, ничего не скрывая, так же и мы поступаем на исповеди. Мы обнажаем свою душу, открываем свои ссадины, ушибы, признаем поставленный нам диагноз. Если ничего этого не происходит, то мы уйдем, не имея шансов когда-либо исцелиться. Язвы увеличатся, разложение и гниение будет прогрессировать, заражение основательно подорвет наше здоровье и приведет к смерти.
          Из всего этого следует, что не Богу нужна наша исповедь, а мы нуждаемся в ней. Не надо думать, что, исповедуясь, мы как бы оказываем некую услугу Богу. Все совсем не так, однако Он, как заботливый Отец, терпеливо, с неиссякаемой любовью ждет нашего обращения.
 
          Необходимо отметить несколько опасностей, которые могут нам встретиться в деле покаяния.
  1. Формализация исповеди, когда исповедаться вроде нужно, а вроде и нечего сказать, или когда мы превращаем исповедь в сухой «отчет о проделанной работе». Здесь нужно помнить, что Таинство исповеди есть завершение и выражение внутреннего процесса покаяния и имеет только значение только при его условии. То есть, если мы исповедуемся без душевного покаяния, мы подвергаемся опасности профанировать Таинство. Если человек ведет внимательную жизнь и следит за чистотой своей совести, то он ежедневно замечает в себе то, что требует очищения, потому что внутренняя брань с грехом не прекращается в нас ни на день. Если не дела и слова, то помыслы и чувства всегда требуют контроля, покаяния и благодатного исправления.
  2. Есть также опасность подмены при исповеди, когда человек не видит своих действительных грехов, а вменяет себе грехи мнимые, или грехи маловажные считает великими: «комара оцеживает, а верблюда поглощает», по слову Господа (Мф. 23, 23), или, говоря словами русской пословицы, из мухи делает слона, а из слона муху. Человек может каяться и угрызать себя, например, что он съел в пост печенье с непостным ингредиентом – каким-нибудь сухим молоком, или что он не все молитвы из своего правила прочитал, — и при этом не замечать, что он годами отравляет жизнь своим ближним. Сюда же относятся часто встречаемые преуменьшения или преувеличения грехов. Преуменьшение грехов всегда связано с самооправданием. «Ничего особенного не делаю, грехи, как и у всех», или «ну, все же так живут». Но очевидно, что греховность нарушения заповедей Божиих ничуть не уменьшается от массовости этих нарушений… Преувеличение грехов происходит от нежелания или неумения человека правдиво разобраться со своей жизнью. «Во всем грешен», «все обеты Крещения попрал, во всем Богу солгал…» Но если разобраться, то все же не «во всем»: поезда под откос не пускал, от Бога не отрекался… Нужно всегда стараться настраивать совесть по Евангелию, чтобы ясно видеть свои действительные грехи, немощи и страсти, а не прятаться за безответственными «во всем» и «как все». Неточность в этом вопросе опасна, ибо она приводит к неправильному взгляду на себя и на отношения с Богом  с ближними.
  3. Привыкание к исповеди и обесценивание ее: «Ничего, что согрешу, неважно: есть исповедь, покаюсь». Это манипуляция Таинством, потребительское к нему отношение. От этого нужно беречься, и всегда быть честным с Богом и со своей совестью.
  4. Разочарование в исповеди: «Вот, я годами хожу, каюсь, а страсть не отходит, грехи одни и те же». Это свидетельство тому, что мы не смогли определить свою меру: начитавшись аскетических книжек, мы решили, что за короткое время победим наши грехи и страсти. Но на это нужны десятилетия. Кроме того, Господь может промыслительно оставлять нам некоторые немощи и страсти, чтобы мы смирялись, не превозносились, не уповали на себя, а искали Бога и терпеливо взыскивали Его помощи, чтобы определилась и утвердилась в постоянстве наша христианская воля, чтобы наши свобода и произволение постоянно выбирали Бога. Со временем страсти стихают, если не давать им пищи, иметь над ними контроль и исповедовать их.
Поэтому никогда не надо отчаиваться. Даже, если к несчастью, произошло падение (хотя всеми силами надо стараться не допускать его!), всегда нужно вставать, каяться, опять прибегать к Таинству исповеди, подвизаться против греха и никогда не смущаться и не унывать. Надо настроиться не на год-два борьбы с грехом, а лет на пятьдесят… тогда будет легче. «Семь раз (на дню) упадет праведник, и встанет», — говорит Священное Писание (Притч. 24, 16). 
 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх