Спасский женский монастырь, г. Кобрин

Сон моей лености ходатайствует душе моей муку (молитва по 7-й кафизме)

«Во дни печальные Великого Поста» каждое наше утро начинается с одного и того же прошения «дух праздности, уныния … не дай ми…».

Лень — это свойство знакомо каждому из нас. Незаметно подбирается эта страсть к сердцу и захватывает его в свой крепкий плен. Бывает, берется человек за работу, но все как будто не клеится. Там болит, здесь ломит, настроения нет, спать хочется. Вот и думает: «Лучше не буду сегодня работать, отложу назавтра, или пусть кому другому поручат». Удивительнее всего то, что назавтра повторяется та же история. Разница лишь в том, что заставить себя работать теперь вдвое сложнее. А послезавтра будет уже втрое сложнее: прежние дела не сделаны, новые стремительно накатываются, и растут нерешенные проблемы как снежный ком.

В Библии говорится о лени в том числе как о непродуктивной черте характера. Под ленью понимается вялость и бездействие человека. Ленивый должен брать пример с трудолюбивого муравья (Притч 6:6-8); ленивый — обуза для других людей (Притч 10:26). Оправдываясь, ленивый только наказывает себя, т.к. приводимые им доводы глупы (Притч 22:13) и свидетельствуют о его скудоумии, вызывая насмешки людей (Притч 6:9-11; Притч 10:4; Притч 12:24; Притч 13:4; Притч 14:23; Притч 18:9; Притч 19:15; Притч 20:4; Притч 24:30-34). Немилосердному суду подвергнется тот, кто жил только для себя и не реализовал дарованный ему талант (Мф 25:26 и след.).

Когда человек находится в состоянии расслабленности, ему кажется, что он свободен, что этим он проявляет свою волю, но на самом деле именно в этом состоянии он находится в плену у страстей. Его свобода мнимая, т.к. он не может совладать с собой, преодолеть эту лень. «Как человеку ревностному и с бодрой волей ничто не может воспрепятствовать, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – так, наоборот, беспечному и ленивому все может послужить препятствием».

Святые отцы обозначают лень, как стремление души к худшему, и говорят, что ленивые люди самовольно порабощаются этой страстью.

Лень опасна и потому, что она связана с другими страстями.

Феофан Затворник: «А ведь эта сударыня (лень) одна не бывает. Она — запевальщица, и с нею хор».

Паисий Святогорец: «Люди не любят труд. В их жизни появились праздность, желание устроиться потеплее, много покоя. Оскудело любочестие, дух жертвенности. …Сегодня все – и стар и млад – гонятся за легкой жизнью».

Также, к сожалению, ленивые люди не знают, что:

«… все (жалобы ленивого) говорит в вас враг вашего спасения, чтобы погубить вас; потому что нет для него ничего легче, как ленивого подчинить своей темной власти. Ибо так говорит Пимен Великий: «кто живет в небрежении и лености, того дьявол низлагает без всякого труда».

Лень, согласно Библии, считается также проявлением скудоумия: Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок (Прит.24:30-32).

В новозаветных священных текстах также обличается лень. Ленивый человек не радеет о данном ему Богом таланте, и за это подвергнется суду: Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал (Мф.25:26).

Следствие лени и праздности – уныние. Праздность — избегание физической и духовной работы. Уныние, которое тоже входит в состав этого греха, является состоянием беспредметного недовольства, обиды, безнадежности и разочарованности, сопровождающееся общим упадком сил. По словам Иоанна Лествичника, уныние есть «оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив».

Причины этих грехов, откуда они происходят:

Первая причина – это страсть чревоугодия, основная из страстей. Как чревоугодие производит леность? Когда ты просто поешь немножко, подкрепишься, тогда бодро себя чувствуешь, как говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Из-за стола нужно вставать с ощущением голода». Лень появляется только тогда, когда ты пресытился. Как говорит святитель Феофан Затворник: «Что для мирянина пресыщение, то для монаха сытость». То есть монах не должен даже сыто есть. Преподобный Исаак Сирин также говорит о том, что леность происходит от обременения чрева. «Леность происходит от любви к плоти, нерадения, праздности, неимения страха Божьего», — вторит ему преподобный Ефрем Сирин.

Сами страсти лени и нерадения являются признаками:

1)      Стремления души к худшему. Т.е. если ты ленишься, ты должен понимать, что душа твоя стремится к худшему, она падает, она в регрессе находится, она разлагается, как об этом говорит преп. Ефрем Сирин. Также свт. Иоанн Златоуст говорит эту фразу в другом контексте, что «без соблазна душа сама стремится к нечестию». Т.е. когда человек ленится, то он должен понимать, что лень – признак того, что его душа без постороннего соблазна, сама идет на нечестие, стремится к этому. Тут не бесы, не враг, а ты сам уже, поддаваясь лени, конкретно разлагаешь свое внутреннее состояние.

2)      И как говорит преп. авва Исаия, лень является признаком, когда душа человека является жилищем всяких постыдных и срамных страстей. Потому что в ленивом человеке не может пребывать никакая добродетель. Господь бы рад дать человеку молитву, пост, терпение, ещё какую-то добродетель рад бы дать, но человек ленивый назавтра же пренебрежет ею, потому что нерадение и лень полностью поработили его. Завтра ему уже это будет не нужно, это будет уже тяжело, он будет говорить: «Господи, забери, потому что я стараться и терпеть уже не хочу. Я хочу полежать!» Поэтому Господь многих из нас не выводит из этого состояния, потому что Он видит, что для нас это будет тяжело, что мы пока не готовы.

Взаимосвязь грехов. От чего происходит нерадение и леность – какая из страстей происходит от другой?

У Святых отцов в разных источниках говорится о том, что как нерадение происходит от лени, так и лень происходит от нерадения, — круговая порука этих грехов. Т.е. они друг друга поддерживают и друг друга питают. Человек поленился – после лени у него идет нерадение ко всему. Человек вознерадел в каком-то деле – после этого к нему приходит лень, он расслабляется и становится полностью негодным ни на какое доброе дело.

Пагубное влияние этих греховных страстей:

Св. Исаак Сирин говорит, что ленивым приходит очень много всяких разных искушений. И говорит, почему: для того чтобы отвлечь этих людей от лени и нерадения, а через скорби приблизить их к духовным приделам. Каждый из нас знает, — как только скорбь какая-то пошла, так и молитва сразу оживляется, всё оживляется, потому что идет настоящее духовное возбуждение, ободрение. Сытая довольством, обычная, спокойная, размеренная жизнь расслабляет человека.

Разложение души и ума. Преподобный Марк Подвижник говорит: «Кто нерадит, тот падает». Обязательно нерадивый человек будет падать, находиться в духовном падении, а духовное падение – это грех. От греха что может быть в нашей природе? Только разложение и полное духовное осквернение.

Поражение воли, бессилие. Человек потухает духом и не может желать. Например, надо человеку сделать доброе дело, но неохота. Он понимает в совести, что нужно, но заставить себя он не может и даже он не может желать этого, просто не хочет даже желать – настолько его воля парализована. А воля человека, его волеизъявление в чем заключается? Это одно из свойств, которое делает нас Богоподобными. А когда мы с вами находимся в лени и через лень парализуем свою волю, мы превращаемся в скотов бессловесных и ничего просто не можем делать, всё неохота.

Грешит ленивый человек и перед другими людьми. Из-за того, что ленивый человек не участвует в общем труде, доля его работы ложится бременем на других людей. Ленивый — обуза для окружающих. «Нет ничего легкого, чего бы великая леность не представила нам весьма тяжелым и трудным» (свт. Иоанн Златоуст).

Своим бесконечным ропотом и недовольством на работу, на тех, кто понуждает их трудиться (родители, учителя, начальствующие), ленивые распространяют повсюду вражду, раздор и нестроение. «Праздность научила многому худому», — говорит премудрый Сирах (Сир. 33,28).

По учению преподобного аввы Исаии лень и нерадение рождают в человеке своеволие и гордость. Каким образом это происходит? Допустим, человек лежит в расслабленном состоянии, его заставляют, он не хочет. Но его заставляют. Что происходит? Протест, бунт. Человек своеволие свое воплотил в бунт. А первый бунтарь, революционер – Денница, который возмутился против Бога. Соответственно, рождается гордость. По такому механизму это всё и происходит. И другие пороки сами собой как в открытую дверь потом в гордую душу «заскакивают».

И в итоге всё это влияние заканчивается тем, что ленивые и нерадивые лишаются Царствия Небесного. Помните, перед самым носом нерадивых дев двери рая закрылись и за их нерадение они лишились Царствия Небесного. Поэтому преподобный Ефрем Сирин говорит, что наша жизнь земная, в которой мы живем, плотская наша жизнь – и дана нам для того, чтобы мы победили нерадение и заботились о том, чтобы нам по возможности можно было удобнее войти в Царствие Божие.

● ● ●

 

Заметим и то, что можно быть трудолюбивым, но быть больным гордынею и самомнением о своем трудолюбии и осуждать других. Поэтому Святые отцы предупреждают:

Иоанн Лествичник: «Ревностные наиболее должны внимать себе, чтобы за осуждение ленивых не подвергнуться самим еще большему осуждению».

Отечник Игнатия Брянчанинова: «Грешный или ленивый человек, сокрушенный и смиренный сердцем, угоднее Богу человека, делающего много добрых дел и зараженного по причине их самомнением».

Игумения Евфросиния
(Из воскресной беседы с сестрами Спасского монастыря)

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх