Спасский женский монастырь, г. Кобрин

Храмовые иконы Спасского монастыря

14 августа сего года исполняется 5 лет со времени освящения домовой церкви в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Спасском женском монастыре г. Кобрина.

К этой дате мы хотим приурочить начало обзора икон, находящихся в этом храме.

И начнем его с образа, который большую часть года (за исключением воскресных дней, двунадесятых, великих праздников и периода их попразднств) находится на центральном аналое и называется храмовой иконой, т.е. содержит изображение события или образ святого, которому посвящен храм.

Так как в нашей обители храмовая икона домовой церкви — образ Божией Матери «Скоропослушница» —  находится в отдельно стоящем напольном киоте, а основной храм построить еще только предстоит, то на центральном аналое положена главная икона монастыря – образ Спаса Всемилостивого.

Прообразом для его написания послужила икона Спаса преподобного Андрея Рублева, написанная им в 1410-х годах, а сейчас хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее России.

Спас прп. Андрея Рублева, ок. 1410

Икона звенигородского чина «Спас» преподобного Андрея — произведение, оказавшее огромное влияние на современников художника, и на все последующие поколения православных людей. Этот образ жив, открыт, величествен, и одновременно в нем ощущается мягкость. Соответственно славянскому типу, он имеет некрупные черты лица, обрамленного русой шелковистой бородкой. Цветовую гамму лика составляют золотистые, разных оттенков цвета охры, темноватая легкая лазурь гиматия (на одежде). Выражение лица в сочетании с цветовой гаммой создает впечатление мудрого спокойствия. Живопись на поверхности доски сохранилась плохо, осталась только часть с изображением лица Спаса. Но все уцелевшее так великолепно, что это произведение, бесспорно, является одним из шедевров древнерусского искусства. Благородная простота образа «Спаса» и его монументальный характер — типические особенности стиля Рублева.

У преподобного Андрея Рублева Спас – именно Спаситель, Утешитель, заступник. Его облик овеян добротой, воистину всеобъемлющей милостью и состраданием к людям.

 

О житии прп. Андрея Рублева летописи говорят очень скупо. Мы знаем только то, что он был иноком, знаем, что он расписал несколько соборов, причем часто не один, а вместе с другими известными иконописцами: Феофаном Греком, Прохором и Даниилом. Знаем, что в дни, когда он не занимался иконами (в праздники), преподобный Андрей предавался духовному созерцанию. Знаем, что жил и умер в Спасо-Андрониковом монастыре.

Данных очень мало, и они часто противоречивы, что дает обильную почву для бесконечных споров историков и искусствоведов. Точно так же обстоит дело и с иконами, которые связывают с Андреем Рублевым. Но важно главное: Церковь чтит память преподобного Андрея Рублева именно как святого иконописца. И чтит иконы, связанные с его именем. Эти иконы говорят лучше всяких слов.

 

 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх