Спасский женский монастырь, г. Кобрин

Ответы Игумении. Часть 4-я

Игумения Евфросиния ответила на вопросы, поступившие в монастырские группы в соцсетях. Часть 4-я

Игорь: Какие качества личности больше всего ценятся у сестер? Какой Вам представляется настоящая монахиня?

Ответ: Я не могу назвать определенных критериев, их много. Люди разные, невозможно сказать о простом наборе каких-то качеств. Но главное, чтобы человек умел смиряться, хотел трудиться над собой, чтобы представлял себе, что это такое.

Монашество невозможно без послушания, смирения, отвержения себя и готовности нести скорби. Сегодня мы не переносим тех лишений, которые терпели подвижники древности: мы вдоволь едим, мягко спим, у нас есть бытовые удобства, вокруг нас много людей, мы не живем в пустыне. Тем не менее, то, что упомянуто в монашеских обетах, — терпение скорбей, гонений, испытаний, искушений, «скорбь и теснота иноческого жития ради Царства Небесного», как сказано в чине пострижения, — всё это Господь обязательно дает каждому человеку, желающему идти монашеским путем. Терпение скорбей, особенно душевных, восполняет всё, что не дано нам обстоятельствами нашей сегодняшней жизни. Наверное, это знакомо каждому желающему стать монахом и каждому избравшему монашеский образ жизни, и думаю, это как раз то, чем Господь испытывает нас и помогает нам возрастать. И если человек готов принять это от Бога безропотно, безоговорочно, как крест, тогда он сможет стать настоящим монахом в любых условиях, в какие бы ни поставил его Господь.

А преподобный Феодор Студит (VIIIв.), размышляя о качествах монаха, писал, что тот должен стремиться жить «всё любя, всё терпя (ср. 1 Кор. 13,7), всё проходя с помощью смирения, […] нигде не обнаруживая себялюбия, нигде не руководствуясь своим решением, своим мнением. Но везде обнаруживая братолюбие, искренность, незлобие, равнодушие к миру, нехвастливость, сговорчивость, покорность, богоразумие».

Виктор: Мне кажется, что монахи – слабые духом люди. Ведь гораздо проще жить по чужой воле, выполняя только то, что тебе поручают. И очень сложно нести ответственность за себя и за своих близких, выживать в окружающем мире. Монахи слабые или сильные люди?

Ответ: Пример послушания дан нам Самим Спасителем, Который «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2,6). Разве Его борение в Гефсиманском саду, при котором напряжение было столь велико, что «был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22,44), свидетельствует о слабости духа? Напротив. И Он не поколебался, и подчиняя Свою волю воле Отца, сказал: «Впрочем, пусть будет не так, как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26,39).

Монашеский обет послушания направлен к подавлению одной из главных страстей – гордости житейской. Гордость в практическом отношении проявляется преимущественно в стремлении к независимости, к самостоятельному действованию, самоуправлению, она не терпит подчинения другим.

Противоположная гордости добродетель – смирение – весьма трудная. На практике смирение есть действие крепчайшей силы воли. О том, насколько легче человеческой натуре жить по своему хотению знает только тот, кто пробовал смиряться.

А ответственности хватает у всех. И за других, и за себя. Ведь любой христианин, если он таковой не только по названию, живет не по своей воле, а по Воле Божией. И этимология слова «ответственность» подразумевает ответ, который каждому из нас придется дать в свое время: как ты жил, о чем думал, к чему стремился, не соблазнял ли своим поведением других, исполнял ли Божии заповеди?

 

Юлия. Как, по Вашему мнению: монашество в современной Беларуси развивается, растет или наоборот приходит в упадок? Ведь сейчас веры сильной мало у кого можно встретить, так откуда же взяться людям, готовым оставить все мирское и посвятить себя Богу?

Мне сложно отвечать за всё белорусское монашество, могу лишь порассуждать на эту тему.

«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал», — сказал Господь своим ученикам (Ин. 15,16). Мысли, желание посвятить свою жизнь Господу являются ответом на прямой призыв Бога, обращенный к человеческому сердцу. Но такой призыв может остаться и неуслышанным или безответным. По разным причинам.

Положительный отклик человека на этот зов – лишь одна сторона. Другая сторона – доверие. Без полного доверия ко Всеблагому и Человеколюбивому Богу, без веры в Его благой Промысел о себе, без навыков видеть этот Промысел в обстоятельствах своей жизни, с привычкой жить лишь «по ветру головы своей», глас Божий будет заглушаться своим разумением.

Сколько будет таких званых и сколько из них откликнется – Бог весть. Спаситель называл Своих последователей «малым стадом» (см. Лк. 12, 32). А монашествующие всегда были лишь малой долей сего малого стада.

В одном из своих писем святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867) писал, что на монашеский подвиг человек отъемлется «по неисповедимым судьбам Божиим, перед которыми надо нам благоговеть и безмолвствовать».

В этом же письме святитель приводит «формулу», которая может дать ответ на вопрос. Он называет монашество барометром, «который, стоя в уединенной комнате, со всех сторон замкнутой, с точностью показывает состояние погоды на улице». То есть этой аналогией свт. Игнатий показывает, что между качеством монастырской жизни и духом мира существует прямая связь.

 

Светлана: Можно ли, придя в домовую церковь вне службы, зажечь свечу от лампадки перед иконой Божией Матери Скоропослушницы и помолиться?

Ответ: Помолиться в храме между службами можно, он у нас открыт постоянно. И свечу на подсвечнике можно оставить. Но зажигаются свечи только во время богослужения и под присмотром – правила противопожарной безопасности пока никто не отменял.

Наталья: Может ли сестра отказаться выполнять послушание? Например, она не умеет делать то, что ей вменяют в послушание или из-за плохого самочувствия, занятости на других работах…

Ответ: Если сестра не умеет чего-то делать, то ее никогда на поставят на послушание одну, но только вместе с той, кто владеет навыком, и так до тек пор, пока человек не сможет выполнять какое-либо дело самостоятельно.

В конце каждой недели на предстоящую Благочинной монастыря составляется график послушаний, который утверждается Игуменией. Это позволяет распределить необходимые на данном этапе послушания с учетом навыков и возможностей насельниц.

Для какой цели монашествующие собираются вместе? Не только для того, что стоит на первом месте у каждого христианина, но и с целью взаимной помощи и «взаимохранения» друг друга.

Нужно понимать, что, поселившись в монастыре, сестра не в крепостное право поступила. И больного человека никто не будет заставлять трудиться. Но навык послушания (я имею ввиду поведение), как и всё в монастыре, является одним из педагогических евангельских средств для жизни монаха во Христе, в любви к Богу и к ближнему.

 

2 комментария к “Ответы Игумении. Часть 4-я”

  1. Марина

    Христос воскресе!
    Подскажите, пожалуйста, можно приехать в монастырь трудниками, если Бог даст, летом, с подростками 13, 14 лет?
    Спаси Господи!

    1. Можно, если подростки — девочки. Гостиницы для лиц мужского пола в монастыре нет.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх